Новости

Информация о деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа Самара за 2014 год

В 2014 году в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палатой проведено 22 контрольных и 153 экспертно-аналитических мероприятия.

В ходе осуществления предварительного и оперативного контроля при подготовке проектов бюджетов на 2015 год и плановый период, проектов решений о внесении изменений в бюджет городского округа Самара на 2014 год подготовлено 17 экспертных заключений.

 В заключениях отражены вопросы, в первую очередь связанные с резервами доходов и повышением эффективности расходов бюджета. Все заключения своевременно представлялись для рассмотрения на профильные комитеты и заседания Думы городского округа Самара.

В рамках последующего контроля проведена внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов средств городского бюджета и отчета об исполнении бюджета за 2013 год, в том числе отчетов об исполнении муниципальных программ, которыми охвачена практически треть бюджетных расходов (29%).

Контрольно-счетной палатой отмечены общие недостатки исполнения муниципальных программ:

— объемы финансирования, указанные в паспортах многих программ, не соответствуют размеру ассигнований, утвержденному бюджетом городского округа в соответствии с Решением Думы городского округа Самара от 05.12.2013 № 385;

 — часть программ (практически треть) не содержит количественных значений показателей по мероприятиям, что приводит к невозможности мониторинга исполнения мероприятий программ в натуральных и суммовых выражениях и определения полученных результатов;

— эффективность расходования средств в отношении отдельных целевых программ определить затруднительно в связи с некорректностью методики оценки эффективности реализации программ. Формулы расчета эффективности содержат системные ошибки, искажающие действительную эффективность результатов и др.

С учетом задачи, поставленной Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании по переходу на программный бюджет, Контрольно-счетной палатой продолжена работа по экспертизе проектов нормативно-правовых актов, включая финансово-экономическое обоснование, в том числе муниципальных программ, которая фактически заключалась в оценке качества проектов муниципальных программ.

В рамках исполнения данных полномочий Контрольно-счетной палатой рассмотрено 136 обращений об утверждении программ и внесении в них изменений (по 45 муниципальным и 9 ведомственным программам), что в 2,8 раза больше, чем в прошлом году.

Значимость экспертизы проектов нормативных правовых актов и учет мнения Контрольно-счетной палаты является своеобразной профилактикой нарушений и создает возможность их предупреждения уже на стадии планирования бюджетных расходов.

Проведенная в отчетном году работа позволила сделать вывод, что имеются значительные резервы для превращения муниципальных программ в инструмент эффективного достижения целей и задач. Об этом свидетельствуют следующие факты:

— в подавляющем большинстве программ (67%) отсутствует содержательное финансово-экономическое обоснование. Расчеты в основном подменяются простой расшифровкой расходов;

— при проведении экспертизы по внесению изменений в программы в 52 случаях (43%) не производилась корректировка целевых индикаторов и оценка эффективности реализации программ при увеличении (сокращении) финансирования, то есть не устанавливалась взаимосвязь объема израсходованных на мероприятия бюджетных средств с достигнутым конечным результатом.

Для достижения наиболее полного результата от проведения финансово-экономической экспертизы Контрольно-счетной палатой осуществлена правотворческая инициатива и предложен ряд изменений в Положение «О Контрольно-счетной палате городского округа Самара»:

— по обязательности и срокам направления разработчиками проектов муниципальных правовых актов на экспертизу в Контрольно-счетную палату (принято Решение Думы г.о. Самара от 29.01.2015 № 505);

— по содержанию и перечню документов, представляемых на экспертизу в составе финансово-экономического обоснования.

Контрольно-счетной палатой также внесены предложения по корректировке Порядка, регулирующего разработку, формирование, реализацию, а также оценку эффективности муниципальных программ, о направлении проектов программ на экспертизу в Контрольно-счетную палату до, а не после утверждения программ. Это позволит учесть замечания и предложения Контрольно-счетной палаты на стадии разработки проекта. Данные предложения в настоящее время находятся на рассмотрении Администрации города.

В отчетном году Контрольно-счетной палатой проведено 22 контрольных мероприятия по 27 объектам: департаментам Администрации городского округа Самара, муниципальным учреждениям, муниципальным предприятиям. Проверками также были охвачены 5 муниципальных целевых программ и 1 ведомственная программа. Контрольно-счетной палатой в 1 квартале 2014 года завершены 10 проверок, проведенных в ноябре-декабре 2013 года.

В целях исполнения поручения Губернатора Самарской области о проверке эффективности и обоснованности осуществления расходов муниципальными унитарными предприятиями по обращению Председателя Думы городского округа Самара и Госфинконтроля Самарской области дополнительно проведены проверки:

— деятельности муниципального предприятия городского округа Самара «Жиллидер», в ходе которой установлены нарушения, связанные с неэффективным использованием муниципального имущества;

— деятельности муниципального предприятия городского округа Самара по эксплуатации и содержанию общежитий городского округа Самара в части необходимости планирования в 2013 году бюджетных средств на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах муниципального специализированного жилищного фонда городского округа Самара. В результате проверки Контрольно-счетной палатой подготовлено отрицательное заключение по выделению бюджетных средств в сумме 144 млн. руб. на капитальный ремонт общежитий (расчет дополнительного финансирования осуществлен без правовых оснований, без проведения технического осмотра объектов по титульному списку капитального ремонта на 2014 год, без составления дефектных ведомостей, с завышением сметной стоимости работ и материалов, неправильным применением расценок на работы).

Общий объем проверенных средств за отчетный период составил 6 346 038,7 тыс. руб., в том числе бюджетных средств — 3 578 366,0 тыс. руб.

По результатам контрольных мероприятий выявлено финансовых нарушений и недостатков на общую сумму 615 821,8 тыс. руб., в том числе:

— неэффективное использование бюджетных средств — 157 419,2 тыс. руб. (25% от общей суммы нарушений);

 — неправомерное (необоснованное) использование бюджетных средств (с нарушением федерального и регионального законодательства и муниципальных правовых актов) – 49 624,6 тыс. руб. (8% от общей суммы нарушений); 

— нарушения законодательства о размещении заказов (в сфере закупок) – 7 068 тыс. руб.;

— иные нарушения законодательства и муниципальных актов – 213 357,7 тыс. руб.

В составе иных нарушений:

— нарушения бухгалтерского учета и отчетности – 170 581,9 тыс. руб. (28 % от общей суммы нарушений);

— занижение доходов бюджета, в том числе отчислений в бюджет от прибыли муниципальных предприятий – 28 399,6 тыс. руб.;

— занижение доходов самих муниципальных предприятий – 2 144,2 тыс. руб.;

— нарушение договорных обязательств – 296,8 тыс. руб. и другие.

Кроме того, выявлены нарушения установленного порядка управления и распоряжения имуществом в размере 51 975,4 тыс. руб. (не зарегистрировано право хозяйственного ведения на нежилые помещения муниципальным предприятием, не включено в реестр муниципальное имущество, не зарегистрировано право оперативного управления бюджетным учреждением, учитывается в качестве основных средств имущество, подлежащее списанию в силу физического и морального износа).

В связи с исполнением новых полномочий по аудиту закупок в отчетном году Контрольно-счетной палатой проведены проверки расходования средств бюджета на закупки товаров, работ, услуг физическим и юридическим лицам:

— при проведении мероприятий в области коммунального хозяйства Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара;

— при реализации муниципальных программ «Пожарная безопасность городского округа Самара» и «Развитие системы детского отдыха и оздоровления на 2013-2015 годы».

По результатам контрольных мероприятий в 2014 году составлено 27 актов и направлено 22 представления, в которых не только отражались итоги проверок, но и предлагались конкретные меры по устранению нарушений.

Устранено финансовых нарушений по результатам проверок, завершенных в 2014 году, на общую сумму 233 830,1 тыс. руб., из них в том числе:

— на сумму 139 003,8 тыс. руб. устранено нарушений в бухгалтерском учете и отчетности;

—  652,1 тыс. руб. возмещено в бюджет, из них 322,27 тыс. руб. – сумма завышения стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения;

— возмещено средств организаций – 328,9 тыс. руб.   

Устранено нарушений установленного порядка управления и распоряжения имуществом на сумму 6 746,2 тыс. рублей (постановка на учет и регистрация муниципального имущества, включение муниципального имущества в реестр и др.).

Кроме того, в отчетном периоде во исполнение представлений Контрольно-счетной палатой по результатам контрольных мероприятий, проведенных в предыдущие годы, устранены нарушения на сумму 6 074,0 тыс. руб.

В течение отчетного года Контрольно-счетной палатой осуществлялся контроль за исполнением выданных представлений по итогам контрольных мероприятий, проведенных как в отчетном, так и предшествующем году. Снято с контроля в связи с полным устранением нарушений 8 представлений, что в 2 раза больше, чем в 2013 году (четвертая часть выявленных нарушений устранена в ходе проведения проверки и до внесения Представления).

Информация о результатах всех контрольных мероприятий доведена до сведения Главы городского округа Самара, Председателя Думы городского округа Самара.

В целях рассмотрения вопроса о составлении протокола об административном правонарушении в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации в Счетную палату Самарской области направлены материалы ревизии финансово-хозяйственной деятельности муниципального предприятия «Ярмарки Самары» (по результатам контрольного мероприятия установлены нарушения требований Порядка работы с денежной наличностью и Положения о порядке ведения кассовых операций).

В правоохранительные органы направлены материалы по 5 проверкам. Информация о возбуждении уголовных дел по данным материалам проверок на отчетную дату отсутствует.

В Госфинконтроль направлены материалы (в части соблюдения порядка осуществления муниципальных закупок) по 5 проверкам. Госфинконтролем подтверждены факты административных правонарушений во всех пяти случаях.

В отчетном году с целью возврата денежных средств в бюджет Контрольно-счетной палатой осуществлялась правовая помощь в подготовке к судебному рассмотрению и в процессе рассмотрения дел в арбитражном суде организациям, которые по требованию Контрольно-счетной палаты направляли исковые заявления в суд.

Контрольно-счетной палатой принято участие в качестве третьей стороны в 8 арбитражных процессах с суммой исковых требований в размере 1 386,1 тыс. руб. В течение 2014 года на основании положительных решений судов взыскано 207,8 тыс. руб. с подрядчиков, выполнявших ремонтные работы по Департаменту социальной поддержки и защиты населения и Департаменту благоустройства и экологии. По сумме исковых требований в размере 756,4 тыс. руб. дела находятся в производстве на стадии апелляции.

В 2014 году последовательно совершенствовался механизм учета предложений Контрольно-счетной палаты по результатам финансовой экспертизы проектов постановлений Администрации городского округа Самара, касающихся внесения изменений в муниципальные программы и изменений в перечень мероприятий, направленных на решение отдельных вопросов местного значения. Проблемы еще имеются – в отчетном году у Контрольно-счетной палаты в большинстве случаев отсутствовала информация о системной работе по устранению нарушений и замечаний.

Итоги контрольных мероприятий во всех случаях доводились до сведения Главы городского округа Самара, Председателя Думы городского округа Самара, обсуждались на профильных комитетах и в средствах массовой информации, размещены на официальном сайте Контрольно-счетной палаты.